Так как в зимнее время многие туры проходят в форме автотуров, в этой статье мы хотим поделиться своими знаниями по подготовке машин для дальних поездок.
В Якутии зима приходит с первыми числами ноября и в это время температура уже становится ниже тридцати градусов. Впереди 40-50-ти градусные морозы, а многие районы Якутии месяцами будут испытывать на себе холода ниже минус 60С. Если для нас эти условия являются обыденностью, то для путешественников, приезжающих в Якутию в зимнее время, – это испытание. В этой статье мы хотим дать советы, рекомендации, которые помогут Вам более лучше подготовиться к путешествиям. Для публикации статьи я обращался за помощью инструкторам-проводникам туроператора «инЯкутия», специалисту со Службы Спасения Республики Саха, моим друзьям-водителям, у которых вся жизнь связана с дальними поездками по дорогам Севера.
Как говорят у нас в Якутии «Холодно тем, кто плохо одет». Об одежде для путешествий: https://www.inyakutia.ru/knowledge/rekomendatsii-po-odezhde-obuvi-snaryazheniyu-v-zimnikh-turakh-v-k....
Подготовка техники для дальних поездок
Перед каждой зимой мы хорошо утепляем машину: ставим двойные стекла, низ машины затягиваем негорючим материалом, утепляем пол, бока и даже потолок салона машины. Под капотом ложим войлок или специальное автоодеало, который не дает теплу быстро рассеиваться. В мотор заливаем синтетическое масло, которая не вязнет при низких температурах, смазка ходовки также заливается синтетикой. Тормозную жидкость разбавляем чистым спиртом. Если у машины дизельный двигатель, то дополнительно ставится «самовар», который согревает дизельное топливо: у нас бывают случаи, когда зимой на автозаправках вместо арктического или зимнего дизельного топлива могут залить солярку не той марки. Таксисты-дальнобои также под днищем машины ставят дополнительную защиту бака, шлангов, в рулевую жидкость добавляют керосин, на металлические трубки для утепления продевают шланги.
Теперь, с появлением автономного отопления в виде вебасты, после остановки двигателя система самостоятельно может поддерживать тепло продолжительное время не только в двигателе, но и в салоне машины.
! Если Вы знаете, что маршрут будет пролегать в местах, где нет сотовой связи, то обязательно нужно иметь с собой спутниковую связь: телефон или трекер, имеющий кнопку «SOS» и возможность текстовой связи. Некоторые трекеры имеет функцию слежения. В больших поездках мы обязательно встаем на учет в Службе Спасения и если есть трекер, то диспетчер по специальной программе в компьютере видит, где мы находимся.
Машина технически готова к поездке , водитель и пассажиры одеты, обуты. Далее доукомплектовываемся нужным инвентарем:
Лопата.
В машине должна быть как минимум одна лопата. Если Ваш путь пролегает по тундровой части, то лучше брать две, т.к. здесь часто дорогу заметает и поэтому много времени удаляется на очистку дороги.
Совок лопаты должен быть с твердого металла! Мы как-то застряли в дороге, где пурга замела дорогу на километры. У металлического совка одной лопаты вскоре появилась большая трещина – она не выдержала работу с твердым настом тундрового снега. А рекламируемые пластмассовые лопаты в процессе продолжительной работы получили сколы.
Удобно иметь также штыковую лопату, которым легче копать снег, застрявший под машиной
Трос
Трос лучше иметь с длиной не менее 15-ти метров. Чем длиннее трос – тем у тянущей машины больше возможности выбрать лучшие места опоры.
Домкрат
Зимники полны глубокими колеями, где можно провалиться и зависнуть. В таких случаях помогает только домкрат. На экспедицию мы всегда дополнительно берем реечный домкрат, с помощью которого можно более легко поднять машину.
Топор
Топор – универсальный инструмент, который поможет не только заготовить дрова, порубить шесты, но и прорубить лет, например, лед наледи. Для работы со льдом наледи удобно иметь пешню. В дальние поездки пешню мы берем всегда.
В больших автоэкспедициях, где маршрут пролегает по автозимникам, мы обязательно берем с собой зимнюю палатку, печку-буржуйку, пилу для заготовки дров. Это помогает продержаться долгое дней. В продолжительных стоянках рекомендуем обязательно снять аккумулятор и занести в тепло – это поможет завести двигатель после продолжительной остановки.
Многие водители сейчас с собой берут газовые обогреватели. Газовая горелка проста в употреблении, но в замкнутом небольшом пространстве можно получить отравление от продуктов горения газа. Поэтому рекомендуется регулярно проветривать салон. Одним из минусов газовой горелки – это то, что в баллонах газ мерзнет и из-за этого давление подачи газа понижается или же вообще останавливается. Обогревать салон также можно газовой плиткой.
Хорошее решение – это керосиновые обогреватели. После горения чистого керосина образовывается намного меньше вредных веществ, чем от горения газа.
На фото знаменитый пилот Формулы-1 финн Кими Райкконен. В феврале 2012-м года наша компания обслуживала автопробег Якутск-Оймякон-Якутск группы Дискавери. В составе команды с знаменитостей кроме Кими был актер Том Харди.
Другие фотографии были сделаны во время арктической автоэкспедиции 2023-го года.
Текст и фотографии Михаила Местникова
Как говорят у нас в Якутии «Холодно тем, кто плохо одет». Об одежде для путешествий: https://www.inyakutia.ru/knowledge/rekomendatsii-po-odezhde-obuvi-snaryazheniyu-v-zimnikh-turakh-v-k....
Подготовка техники для дальних поездок
Перед каждой зимой мы хорошо утепляем машину: ставим двойные стекла, низ машины затягиваем негорючим материалом, утепляем пол, бока и даже потолок салона машины. Под капотом ложим войлок или специальное автоодеало, который не дает теплу быстро рассеиваться. В мотор заливаем синтетическое масло, которая не вязнет при низких температурах, смазка ходовки также заливается синтетикой. Тормозную жидкость разбавляем чистым спиртом. Если у машины дизельный двигатель, то дополнительно ставится «самовар», который согревает дизельное топливо: у нас бывают случаи, когда зимой на автозаправках вместо арктического или зимнего дизельного топлива могут залить солярку не той марки. Таксисты-дальнобои также под днищем машины ставят дополнительную защиту бака, шлангов, в рулевую жидкость добавляют керосин, на металлические трубки для утепления продевают шланги.
Теперь, с появлением автономного отопления в виде вебасты, после остановки двигателя система самостоятельно может поддерживать тепло продолжительное время не только в двигателе, но и в салоне машины.
! Если Вы знаете, что маршрут будет пролегать в местах, где нет сотовой связи, то обязательно нужно иметь с собой спутниковую связь: телефон или трекер, имеющий кнопку «SOS» и возможность текстовой связи. Некоторые трекеры имеет функцию слежения. В больших поездках мы обязательно встаем на учет в Службе Спасения и если есть трекер, то диспетчер по специальной программе в компьютере видит, где мы находимся.
Машина технически готова к поездке , водитель и пассажиры одеты, обуты. Далее доукомплектовываемся нужным инвентарем:
Лопата.
В машине должна быть как минимум одна лопата. Если Ваш путь пролегает по тундровой части, то лучше брать две, т.к. здесь часто дорогу заметает и поэтому много времени удаляется на очистку дороги.
Совок лопаты должен быть с твердого металла! Мы как-то застряли в дороге, где пурга замела дорогу на километры. У металлического совка одной лопаты вскоре появилась большая трещина – она не выдержала работу с твердым настом тундрового снега. А рекламируемые пластмассовые лопаты в процессе продолжительной работы получили сколы.
Удобно иметь также штыковую лопату, которым легче копать снег, застрявший под машиной
Трос
Трос лучше иметь с длиной не менее 15-ти метров. Чем длиннее трос – тем у тянущей машины больше возможности выбрать лучшие места опоры.
Домкрат
Зимники полны глубокими колеями, где можно провалиться и зависнуть. В таких случаях помогает только домкрат. На экспедицию мы всегда дополнительно берем реечный домкрат, с помощью которого можно более легко поднять машину.
Топор
Топор – универсальный инструмент, который поможет не только заготовить дрова, порубить шесты, но и прорубить лет, например, лед наледи. Для работы со льдом наледи удобно иметь пешню. В дальние поездки пешню мы берем всегда.
В больших автоэкспедициях, где маршрут пролегает по автозимникам, мы обязательно берем с собой зимнюю палатку, печку-буржуйку, пилу для заготовки дров. Это помогает продержаться долгое дней. В продолжительных стоянках рекомендуем обязательно снять аккумулятор и занести в тепло – это поможет завести двигатель после продолжительной остановки.
Многие водители сейчас с собой берут газовые обогреватели. Газовая горелка проста в употреблении, но в замкнутом небольшом пространстве можно получить отравление от продуктов горения газа. Поэтому рекомендуется регулярно проветривать салон. Одним из минусов газовой горелки – это то, что в баллонах газ мерзнет и из-за этого давление подачи газа понижается или же вообще останавливается. Обогревать салон также можно газовой плиткой.
Хорошее решение – это керосиновые обогреватели. После горения чистого керосина образовывается намного меньше вредных веществ, чем от горения газа.
На фото знаменитый пилот Формулы-1 финн Кими Райкконен. В феврале 2012-м года наша компания обслуживала автопробег Якутск-Оймякон-Якутск группы Дискавери. В составе команды с знаменитостей кроме Кими был актер Том Харди.
Другие фотографии были сделаны во время арктической автоэкспедиции 2023-го года.
Текст и фотографии Михаила Местникова