Есть другое название Дороги- это Дорога на костях. Известно, что эту дорогу строили узники ГУЛАГ-а, пробив ее через неприступные горы хребтов Сэттэ Дабаан, Сунтар-Хаята…
Рабы ХХ века…Рабы товарища Сталина. Сюда, для строительства дороги, после ареста были согнаны миллионы ни в чем неповинных людей. Отношения к ним ничем не отличались от отношений между рабовладельцем и рабом времен рабовладельческого строя. От непосильного рабского труда, холода и голода узники гибли массово. Их не хоронили — сил для этого это не было, их ложили прямо под полотно дороги. Те, которые остались живы, рассказывают, что под этой дорогой через каждые пятьдесят, сто метров покоятся узники ГУЛАГ-а. Сейчас на Дороге мало что осталось с тех времен — все лагеря, расположенные через каждые 25 километров вдоль дороги, разрушены и стерты с поверхности земли, скрыв от глаз людей свидетельства чудовищного преступления. Остались только названия участков, мест на дороге, которые сохранились до наших дней- это ручей Малиновка, где стоял женский лагерь, опасные участки Ласточкино Гнездо, Желтый Прижим, Черный Прижим, Заячья Петля, Скалы Чертов Палец, Чертово Ворота.
Трагедии на этих местах случались и ранее, к чему свидетельство название речек-притоков Восточной Хандыги — Атыр Баса, Ат Мооло, Тый Сынаа5а. Многие путники, выбирали более короткий путь к северо-восточным районам Якутии, нежели чем через перевалы Охотского перевоза — в обход, где после дневных переходов можно было найти корм для своих лошадей. На Восточной Хандыге, из-за отсутствия этого корма, вьючные лошади гибли…
Автодорога «Колыма»
Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма́» (прежний индекс — М56) — действующая автодорога федерального значения между Якутском и Магаданом протяжённостью 2032 км, из которых 1197 км проложено по территории Республики Саха (Якутия), 835 — по Магаданской области. Дорога имеет также историческое название — Колымская трасса, под которым она известна в литературе и СМИ (некоторые авторы употребляют синоним — Колымский тракт).
Маршрут
В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области, обеспечивает выход на побережье Тихого океана.
Дорога начинается в посёлке Нижний Бестях, где примыкает к автодороге федерального значения А360 «Лена», проходит через населённые пункты Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Мякит, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане.
У трассы «Колыма» имеются два исторических ответвления — альтернативных маршрута. Один из них большей частью на территории Якутии (Кюбеме — Томтор — Куранах-Сала — Кадыкчан), также называется «Южной», или «Оймяконской» дорогой. Второй на территории Магаданской области — Тенькинская дорога (Палатка — Усть-Омчуг — Омчак — Большевик).
В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах, в Якутии и на Колыме Советское государство начало создавать сеть местных дорог. В ноябре 1931 года был создан «Дальстрой» — «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага. Летом 1932 года заключёнными и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.
В конце 1941 года началась работа над «Хандыгской трассой», ведущей к Якутску через посёлок Хандыга.
11 июля 2003 года автомагистраль «Колыма» стала на 13 км длиннее. Её продлили до здания почтамта в центре Якутска.
25 октября 2008 года, после ремонтных работ в Оймяконском районе Якутии, постройки ряда мостов, дорога официально открыта для круглогодичного движения на всём протяжении.
Состояние дороги
Покрытие на большей части дороги — грунтово-щебёночное полотно. По свидетельству очевидцев, состояние дороги относительно нормальное, её можно преодолеть на легковом автомобиле в летний период.
Круглогодичный проезд возможен практически по всей длине автодороги. Однако до тех пор, пока отсутствует очень важное звено — мост через Алдан в районе Хандыги (начать строительство моста планируется в 2014 году), в периоды межсезонья сквозное движение по дороге невозможно. Этот мост пока только в планах.
Накопил немало фотографий Дороги. Здесь фотографии с разных лет.